Четверг, 24 Сентября 2020 20:25:33 +0300
  Новости   |   Политика   |   Экономика   |   Общество   |   Спорт   |   Конкурс   |   Безопасность   |   Документы   |   Здоровье   |   Реклама и объявления   |   Выборы   |   Эхо праздника   |   Правовой ликбез   |   Социум   |   События, факты, комментарии   |   Тема дня   |   Акция   |   Важно знать   |   Фестиваль   |   Государственная поддержка   |   День Победы   |   Человек и закон   |   России важен каждый ребенок   |   Духовность   |   Профилактика   |   Юбилей   |   Поздравление   |   Анонс   |   Социальная политика   |   Точки роста   |   Память   |   Госуслуги   |   Новости   |   Культура   |   Цифровое ТВ   |   Сотрудничество   |   Сад и огород   |   Консультация   |   Надзор и контроль   |   Подписка   |   профессионалы   |   Контроль   |   Горячая линия   |   Капитальный ремонт   |   Общественный совет   |   Творчество   |   Прямая линия   |   Этого могло не случиться   |   День Памяти   |   Общероссийское общественное движение   |   Лицензирование   |   Занятость   |   Традиции   |   Ситуация   |   Форум   |   Благоустройство   |   Проект   |   Господдержка   |   Праздник   |   Депутатские будни   |   В центре внимания   |   В рамках нацпроекта   |   Народный фронт   |   Санкции   |   Образование   |   Отчет   |   Летние каникулы   |   Собственность   |   Нацпроект   |   Богатеть будем вместе   |   Внутренний туризм   |   Лидеры России   |   Цифровая экономика   |   Жили-были наши предки   |   Люди земли Партизанской   |   Литературная страница   |   Перепись   |   Вопрос-ответ   |   Молодежная политика   |   Россия - страна возможностей   |   Культура   |   Мониторинг   |   Родительский контроль   |   Сельское хозяйство   |   митинг   |   Год памяти и славы   |   Актуально   |   ПФР СООБЩАЕТ   |   Ситуация   |   Военная история России


Как праздновали Святки в России

С 8 до 17 января в России празднуются Святки


Автор: Мария Городова   |   13 Янв. 2020    |   Рубрика: Традиции

В России празднуются Святки - Святые дни, период со дня Рождества Христова до Крещенского сочельника (18 января), предваряющего праздник Крещения (19 января). Святки - святые дни, когда отменяется пост, не совершаются коленопреклонения и запрещены браковенчания.

 

 

 

В Церкви все устроено мудро: глубоко понимая природу человека, Церковь готовит нас к приходу праздника - многодневным постом, всем ходом богослужений, дает прочувствовать, пережить праздник, и не обрывает его, наоборот, позволяет нам во всей полноте человеческих чувств насладиться его радостью. Именно поэтому великие церковные праздники имеют так называемые предпразднства и попразднства: дни, предшествующие празднику и те, что после него.

 

У Иосифа Бродского, посвятившего Рождеству Христову ни одно стихотворение, есть такие строчки: 
В Рождество все немного волхвы. 
В продовольственных слякоть и давка. 
Из-за банки кофейной халвы 
производит осаду прилавка, 
грудой свертков навьюченный люд: 
каждый сам себе царь и верблюд… 

(Рождество, 1963 г.)

Дивно подмечено, в обыденной жизни каждый из нас "сам себе царь и верблюд", мы все слишком обременены заботой о телесном, внешнем, о себе самих,  поэтому Церковь, воспитывая нас, готовит нас, вводит в духовное напряжение праздника, а потом постепенно выводит из него.  И, осознавая, что человек телесен, дает нам время на то, чтобы мы  испытали радость праздника во всей полноте.

 

Святки, колядки, ряженые и благотворительность. Как праздновали Святки в России.

 

 

Пришли святки, - читаем мы у Толстого - и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени". По-видимому, "потребность какого-нибудь ознаменования" этих морозных дней, жажда чего-то необыкновенного, особенного жила не только в героях романа "Война и мир", а была органично свойственна всему русскому народу многие столетия - вне зависимости от общественных формаций. Когда в 990 г. князь Владимир низвергал в Днепр языческих идолов, Святки как обряд существовали уже больше пятисот лет. Но счастливая особенность крещения Руси заключалась в том, что оно проходило ненасильственно: дух христианства вносился в языческие верования без агрессии, постепенно - шло ненасильственное преображение народной жизни. Именно поэтому уцелели традиции и Святок, и масленицы.

 

В знаменитом фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" достаточно точно показаны и маски, в которые рядились на Святки ряженые - медведь, петух, смерть с косой, турок, - и атмосфера разнузданного веселья. Хотя, конечно, само веселье не всегда носило такой откровенно хулиганский характер. Чаще всего это была просто необузданная радость. "Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. - Читаем у Толстого - …Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани. Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи. Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда… С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки".

Но ряженые, колядки ( от греч. слова "каланда", новомесячие) - песни, исполняемые перед хозяевами и испрашивающие у них угощение, шутки, езда на тройках - не единственная традиция Святок. "Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках, - читаем мы у этнографов - в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых <...> Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на Святках" (<Снегирев И.> Песни русского народа. СПб., 1838). А Юрий Лотман в комментариях к "Евгению Онегину" добавляет: "Святочный цикл включал … явные гадания девушек "на блюде" и тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна".

"Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим".

А это уже Александр Сергеевич, про гадающую Татьяну Ларину. Гадали и Татьяна у Пушкина, и Светлана у Жуковского, и Наташа с Соней у Толстого. Гадала вся Россия. Церковь боролась и с "бесчинными гуляниями", и с гаданиями. Постановление VI Вселенского собора (680 г., Константинополь) гласило: "Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия) … пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок".

 

Отлучение от Причастия - наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, но, похоже, это мало кого останавливало. В народе придумали такое поверие: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула.

 

И все же Церковь пыталась не запретить, а просто обуздать неуемное желание радоваться. Более того, по церковной традиции подготовка к Святкам начинается еще в день Рождественского сочельника. Именно в этот день строгого поста готовили сочиво (отварную пшеницу или рис с медом), варили взвар - компот из сухофруктов, пекли овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. У этих блюд была глубокая символика: мед подчеркивал сладость жизни, но все блюдо, особенно поданное вместе с изюмом, становилось кутьёй и напоминало о бренности земного. Так же как и взвар, который было принято подавать на поминках по умершим. Так, народная традиция придавала празднику глубину. Кстати, все эти угощения раздавались гостям, приходящим на Святки с песнями, колядками, поздравлениями. Святки не знали сословных различий - барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех, и этой радостью мы и делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция после праздника Рождества Христова делиться с неимущими едой и деньгами.

В России в дни Рождества Христова и Святок принято было посылать еду, подарки, денежные пожертвования в тюрьмы, ночлежные дома, больницы, родильные приюты и дома призрения. Это было нормой, правилом. Например, в канун Рождества Христова 1855 г. губернская газета города Ставрополя печатала такое обращение к гражданам города: "По случаю наступления праздника Рождества Христова и Нового Года взамен визитов приличия принимаются денежные пожертвования не менее как по два рубля серебром с каждой особы в пользу бедных, неимущих города Ставрополя. Имена особ, сделавших пожертвования, будут напечатаны в "Ставропольских губернских ведомостях" и разосланы на особых листах по городу". А у Ивана Сергеевича Шмелева в "Лете Господнем" целая глава посвящена Святкам и описанию того, как в барском доме принимали странников и прочий разномастный люд - устраивали праздничный обед, обильно подавали милостыню и видели в этом радость единения со своим народом. Единение, скрепленное именем родившегося Христа! Который пришел в этот мир, чтобы спасти всех нас - вне различий социальных, материальных, культурных!

 

Текст: Мария Городова/ «Российская газета»

 Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС

https://rg.ru/2015/01/08/svyatki-site.html





 ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Ваше имя:


Ваше сообщение:




Введите текст с картинки:


-а___зи'_ Adobe Flash Player

 НОВОСТИ
11.09.2020
Красноярский край завоевал 12 наград на фестивале «Российская студенческая весна» 10.09.2020
Стартовала акция Минпросвещения для школьников «Перемена с книгой» 09.09.2020
Красноярцы и жители края могут внести плату за детский сад на почте 09.09.2020
Племенное предприятие Красноярского края при господдержке купило 30 быков импортной селекции 07.09.2020
Школьников Красноярского края приглашают к участию в «Лиге дебатов РДШ» 04.09.2020
Александр Усс вручил жителям Красноярского края государственные награды 01.09.2020
В конкурсе журналистских работ «Спас на Енисее - 2020» могут участвовать школьники и студенты 21.08.2020
Молодежь Красноярского края участвует в патриотическом флэшмобе
 ФОТОРЕПОРТАЖИ

 ОПРОС





Просмотреть все опросы
 ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Сб., 29 Авг. 2020 12:42:03 +0300
Илья Ликандров добавил(а) комментарий к статье: Памяти тренера
Чт., 11 Июн. 2020 13:04:31 +0300
Curt добавил(а) комментарий к статье: Управление Росреестра по Красноярскому краю проведет «горячую телефонную линию» по вопросам кадастровой стоимости недвижимости
Вт., 26 Май. 2020 13:32:56 +0300
КЛАУС Н.М. добавил(а) комментарий к статье: В добрый путь, выпускники 2020 года!
Сб., 11 Апр. 2020 19:19:28 +0300
Александр Викторович Миля добавил(а) комментарий к статье: Солдаты нашего села
Вт., 10 Мар. 2020 07:24:24 +0300
Александр Викторович Миля добавил(а) комментарий к статье: Военные судьбы


Наверх | На главную
Официальный сайт газеты "Вместе с вами" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) 06.04.2017 г.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 69314. Учредитель - краевое государственное автономное учреждение "Редакция газеты "Вместе с Вами". Информационная продукция предназначена для лиц, достигших 16 лет

.